Блог Калашниковой

Подтвержденная самой Жизнью, ее живой реальной тканью, бесконечной в сочетаниях и рождении из нее новых форм и форматов.

Почему можно с уверенностью утверждать, что мы все сейчас живём в эпоху Пушкина. Ответ на этот вопрос пришёл ко мне, когда я готовилась к участию в мероприятиях проекта "Вокруг Пушкина", проводимых совместно Домом русского зарубежья и Центрам Международного культурно-делового сотрудничества "Культура для жизни". Проект заявлен как объединяющий культуры, поколения и страны через наследие великого поэта. В 1925 году за границей был учреждён День русской культуры, в честь дня рождения великого русского поэта. Этот праздник тогда объединил русскую эмиграцию в деле сохранения и популяризации русской культуры. Литература — это не просто вид искусства, а важнейший феномен культуры, который влияет на формирование общества и личности. И главный инструмент, с помощью которого создается литература вообще, и, в том числе, создавалось литературное наследие Александра Сергеевича - язык. А одна из основных заслуг великого поэта - создание по сути нового языка России того времени, интеграция норм литературного языка в разговорный, и самое новаторское - разговорного в литературный. Благодаря уникальному стилю письма Пушкина произошло объединение этих очень разных ветвей языка того времени и создание его в той форме, в которой мы используем по сей день. Общаясь с другими участниками конференции, я заметила, что слово "объединение " сегодня несомненный вокабулярный фаворит, оно звучит у каждого выступающего и, пожалуй, самое часто употребляемое в этой конференции. Объединяющая составляющая этого праздника заложена как в самом его возникновении, так и в последующей его реализации. Праздник, в первую очередь, соединил несколько аспектов - русскую культуру за рубежом, день рождения Пушкина. Цикл мероприятий объединяет несколько жанров искусства. Наше мероприятие сейчас тоже объединяет, и дух захватывает от масштаба! Одномоментно в этом проекте воссоединяются страны, территории, культурные сообщества в лице представителей разных социо-культурных направлений. Сам формат проведения уже отдельный культурный подход и достаточно молодой, но прочно вошедший в наш творческий мир способ расширения взаимодействия в процессе творческого созидания. Почему мне так важен тот факт, что творчеством Пушкина был создан новый язык. Я театральный режиссёр и актриса. Театр по прежнему считается хранителем и носителем традиций разговорной нормы. Язык театра сейчас - это тот самый язык, на котором уже говорил Пушкин, ведь до сих пор стандартом произношения в театре является так называемый старомосковский выговор. Он же считается эталоном орфоэпический нормы разговорного русского языка. Поэтому неудивительно, что моя личная история международного взаимодействия русскоязычных творческих формаций - это разносторонняя интеграция литературы, театра, различных жанров зрелищного искусства. Играя в Лондоне в постановке русскоязычного театра русского режиссёра Виктора Собчака, познакомилась с русской поэтессой Лидией Григорьевой, которая начинала цикл короткой прозы Термитник. Поставила спектакль Конфуций, премьера в Москве, потом в Лондоне в Русском культурном центре. В то время никто не мог предположить , что буквально через месяц мы все окажемся в изоляции. И эта изоляция не только не разобщила нас, она дала импульс к развитию. Мы не просто остались на связи. Мы оказались в связке , как альпинисты подтягивая друг друга в продолжение творческой работы каждого. Для меня это выразилось в участии в он-лайн чтениях литературнно-музыкальньного лектория Свой вариант Маргариты Марковой, возникновение идей и создания новых театральных постановок, например по поэме Тень Тамерлана Равиля Бухараева,, татарского поэта, мыслителя и философа. В Лондон этот спектакль не поехал, но был показан на родине поэта, в Казани, на фестивале Волошинские чтения. Наша конференция о важности сохранения и распространения русского языка - это не просто теоретические умозаключения. Это реперная точка, акцент на современных течениях настоящей культуры, ее развития, взаимопроникновения.